-В тумане-Год выпуска: 2012 Страна:Россия, Германия, Нидерланды, Латвия, Беларусь Студия:Belarusfilm, GP Cinema Company, Lemming Film Жанр: драма, военный Продолжительность:2:02:55 Перевод: не требуется Субтитры: нет-Режиссер:Сергей Лозница-В ролях:Владимир Свирский, Владислав Абашин, Сергей Колесов, Никита Перемотов, Юлия Пересильд, Кирилл Петров, Дмитрий Колосов, Степан Богданов, Дмитрий Быковский, Влад Иванов, Игорь Хрипунов, Надежда Маркина, Борис Каморзин, Михаил Евланов, Сергей Русскин, Тимофей Трибунцев-Описание: Действие исторической драмы происходит в 1942 году в оккупированной немцами Белоруссии. Путевого обходчика Сущеню ложно обвиняют в сотрудничестве с оккупантами. Два партизана приезжают на хутор к Сущене, чтобы совершить расправу. В надежде доказать свою невиновность Сущеня пытается сделать моральный выбор в аморальных обстоятельствах.-Фильм поставлен по одноимённой повести Василя Быкова.-Награды:-Каннский кинофестиваль, 2012 год Номинации: Золотая пальмовая ветвь
Ника, 2013 год Номинации: Открытие года (Владимир Свирский), Лучшая работа оператора, Лучший звук Качество: DVDRip (спасибо tanda2007) Формат: AVI Видео кодек: XviD Аудио кодек: AC3 Видео: 720x304 (2.37:1), 25 fps, XviD, 1497 kbps, 0.27 bit/pixel Аудио: 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 2/0 (L,R) ch, 192 kbps
Остаться человеком… Ещё в школьные годы, на уроках белорусской литературы творчество Василя Быкова меня как-то не очень увлекало. Хотя он — фигура, несомненно, оригинальная и выдающаяся. Сам пройдя за годы войны не одну версту, В. Быкаву довелось многое повидать и испытать. Возможно, уже тогда в глубине души он понял, что пронесёт эту боль через всю жизнь, не просто сохранит в душе — расскажет о ней людям. И на самом деле, фактически всё богатое наследие Василя Быкова (кроме последних его произведений) посвящено тематике Великой Отечественной. Но эти произведения не только рассказывают о героической борьбе с фашистами (в первые послевоенные десятилетия подобных книг вышло не мало), они о чём-то большем — судьбе простого народа под оккупацией. При этом герои его произведений не имеют явной положительной или явной негативной окраски. В том-то и особенность его книг и снятых по их мотивам кинофильмов. Военное время ломало людей, иных, наоборот, закаляло. Вчерашний партиец и ярый коллективист мог оказаться полицаем, тихий и забитый на первый взгляд крестьянин — заступиться за своих односельчан, наперёд зная, что его геройского поступка никто не оценит, да и наоборот — посчитают за ненужную жертву, но ведь он и не может поступить иначе. В советское время всё должно было быть понятно и ясно, именно поэтому В. Быкова не очень жаловали (не любили его и позже, но уже по другой причине — причастности к оппозиции). А ведь главное для него — было донести моральную составляющую его героев, чтобы читатель сам мог оценить их поступки, решить для себя кто прав, а кто — просто струсил. И писатель/режиссёр за него этого делать не должен. Таков был принцип В. Быкова. Даже для Войтика из одноимённого кинофильма по его повести «В тумне», что предстаёт перед нами этаким слабохарактерным приспособленцем, эгоистом и себялюбом, даже ему В. Быков пытается найти оправдание. Ведь он всего лишь цеплялся за собственную жизнь, да и повидал на своём пути немало плохих людей, за что затем сильно поплатился — почему же сейчас он должен поверить этому предателю Сущене, ведь на его месте он уже поступал иначе. Сдал же полицаям своих соратников партизан — «дык разве вінаваты ён, что гэтых паліцаяў сустрэлі на хутары стрэламі праз дзверы». Трое героев — три разных характера. Односельчанин Сущени Буров, которого послали отплатить предателю, искренне верил в непогрешимость своих действий, хотя в глубине души и сомневался, видя какой добрый и чистый этот человек, что и мухи-то не обидит. Сам Сущеня — личность положительная и глубоко духовная, хотя никто вокруг его и не понимал. Как можно было оставаться человеком в таких нечеловеческих условиях? Он долго не понимал, почему полицаи отпустили его и избавили от неминуемой смерти. Ведь все вокруг посчитали его за предателя. И хоть автор не говорит открыто причину такого странного поступка, вместе с Сущеней понимаем — немцы знали, что за предателем придут, дабы отомстить — а потому можно их поджидать. Не зря же их преследовали всю дорогу полицаи. Повстречавшись не раз с людской ненавистью и равнодушием, Сущеня хорошо знал, что надеяться не на что. Уже тогда, во время пыток он горько пожалел, что выпускают — лучше уж с ребятами висеть, да погибнуть геройски, а так такое пятно. Его беспокоит то, что пострадают близкие — сын и жена, ведь на них также ляжет клеймо предателя, и разбираться уже никто не станет. Оттого и тянул на себе тело умирающего Бурова, что поверил ему — ведь это единственная ниточка к спасению, и если не его самого, так семьи. А потому он и не мог поступить иначе… Вообще «В тумане» — хорошая психологическая киноповесть. Здесь нет жарких перестрелок, нет кровавых битв или описаний зверских пыток. Зато хватает действий и обстоятельств — далеко не однозначных, что заставляют нас задуматься и поразмыслить. Хотя фильм, на мой взгляд, слишком монотонен и затянут — что как раз в стиле артхаусного кино, только на широкого телезрителя он вряд ли рассчитан. Эта первая из работ белорусской киностудии (хоть и снятая совместно с коллегами из России и Германии), удостоенная столь высокой награды (в 2012 году в Каннах ей была присуждена особая номинация). Из многочисленных наград фильма Сергея Лозницы стоит назвать: • Приз международной федерации кинокритики «FIPRESCI» на 65 Международном кинофестивале в Каннах (Франция); • Гран-при шестого международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало» (Плес, Россия) • IX международный кинофестиваль «Золотой абрикос» (Ереван, Армения): приз в номинации «Игровое кино»; • XXI Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок-2012» (Анапа, Россия): приз за лучшую мужскую роль • Одесский международный фестиваль (ОМКФ) (Одесса, Украина): приз за лучший фильм; • XXII Международный фестиваль восточно-европейского кино (Котбус, Германия): приз «За лучшую мужскую роль» Владимиру Свирскому; • XIX ММКФ «Лiстапад» (Минск, Беларусь): Гран-при кинофестиваля; • X международный фестиваль TOFIFEST (Торунь, Польша): приз имени Зигмунта Калюжинского за лучшую сцену в фильме; • 15 премия «Белый слон» Российской Гильдии киноведов и кинокритиков (Москва, Россия): Лучшая мужская роль — Владимир Свирский
8 из 10
Описание: Действие исторической драмы происходит в 1942 году в оккупированной немцами Белоруссии. Путевого обходчика Сущеню ложно обвиняют в сотрудничестве с оккупантами. Два партизана приезжают на хутор к Сущене, чтобы совершить расправу. В надежде доказать свою невиновность Сущеня пытается сделать моральный выбор в аморальных обстоятельствах. (Кинопоиск)
***
Математик по образованию и, соответственно, скрупулезный формалист в кино, Лозница не раз признавался, что фильмы свои строит, как архитектор здания: строгая симметрия, принцип равновесия, точный расчет. Если следовать этой логике, его второй игровой опыт «В тумане» в отличие от прихотливо выстроенного особняка «Счастья моего» подобен крепкому пятистенку, в каких большей частью и проживают герои истории о белорусском сопротивлении в Великую Отечественную войну. Он линеен, понятен, старомоден и сложен из длинных тяжеловесных бревен долгих, спокойных планов.
Спины подрывников, которых в начале картины ведут на виселицу, мелькают в кадре несколько минут. Примерно столько же ворочается на полатях мать, бормочущая монотонную молитву за сына-бунтаря. Так же долго выбирается из застенков на ненавистную волю лукаво отпущенный немцами товарищ повешенных — путевой наладчик Сущеня, за которым через пару недель придут из леса товарищи с берданками: за предательство у партизан полагается расстрел. Сущеня никого не предавал — да и не подрывал: он хочет жить, а не убивать, ремонтировать, а не демонтировать. Он рожден для созидания, а не для разрушения — но война, где каждый, даже школьный друг, живущий через улицу, тебе враг, не даст ему шанса.
Трагедия мирного человека в военное время становится для Лозницы метафорой экзистенциального тупика конструктивной единицы в деструктивном обществе, которой он, технарь, эмигрировавший из России нулевых, видимо, до сих пор ощущает себя. Как и в «Счастье моем», гуманного и рационального героя засасывает в хтоническое болото, единственный способ выжить в котором — уничтожать окружающих. Крестьянину хочется топить баню, чистить картошку и вырезать для сына деревянных коней — жизнь же велит ему либо нападать, либо защищаться. Тихий его вопль «Как же мне жить?» оказывается обращенным к тому, кто сам давно не жилец. Вопрос приходится решать самостоятельно — судьба не дает герою другого решения, кроме выстрела в молоко тумана перед самыми финальными титрами.
Большую часть фильма измученный бородач Сущеня тащит на закорках тело потенциального палача — как до того нес лопату, чтоб копать себе могилу. Аналогии очевидны — с кем, как не с носителем креста, можно сравнить героя, который даже от товарищей в какой-то момент удостаивается уничижительной характеристики: «Да ему это нравится — в рожу получать». Какая сила требовалась, чтобы подставить другую щеку, выясняется лишь тогда, когда разные части этой силы идут на многокилометровую переноску раненого по лесу, отказ от доносительства под страхом казни, способность в секунду собраться и выйти из теплого дома навстречу добровольной смерти.
После новаторского до дерзости «Счастья моего» критики, зная спорное отношение Лозницы к канонической истории Второй Мировой, ждали, что и без того не сахарную повесть Быкова он превратит в «шок-видео», — а вместо того получили на первый взгляд традиционное военное кино, которое от разочарования начали сравнивать с продукцией «Беларусьфильма» 70-х. Но метод у Лозницы идеально соответствует содержанию. Советский военный миф — наша библия; так каким же еще языком излагать житие настоящего деревенского святого.