--Солнце неспящих / Udzinarta mze-Год выпуска: 1992 Страна:Грузия Жанр: драма, притча Продолжительность: 02:02:21 Перевод:Профессиональный (одноголосый) Русские субтитры: нет Режиссер:Теймураз Баблуани / Temur Babluani-В ролях:Элгуджа Бурдули, Давид Казишвили, Лиа Баблуани, Эта Сааташвили, Гиви Сихарулидзе, Леван Пилпани, Флора Шадания, Лика Кавжарадзе, Сосо Джачвлиани, Муртаз Жвания-Описание: Режиссер посвятил эту лирико-эпическую исповедь памяти своего отца-врача.
Герой фильма, врач "Скорой помощи", проводит рискованные опыты, чтобы изобрести необходимую людям вакцину. В него верит жена, но он не встречает понимания у дочери. Сын, будучи по характеру совсем другим человеком, пытается оберегать отца. Но самоотречение во имя науки дорого обходится. Накануне открытия врач теряет все, что было накоплено двадцатипятилетним трудом. Эта потеря еще больше сближает его с сыном... Фильм снимался с перерывами в течение семи лет (1985 - 1992) и явился метафорическим итогом, как всего советского кинематографа, так и социалистического образа жизни в целом. Награды, номинации, фестивали Гpан-пpи КФ «Кинотавр-92»: «Кино для всех» (Сочи); "Серебряный медведь» МКФ в Берлине-93; Спец. приз жюри программе грузинского кино КФ русского кино в Сан-Рафаэле (Франция, 1994); Приз Киноакадемии «Ника-92» за лучшую мужскую роль (Э.Бурдули) и лучший сценарий (Т.Бублуани); Номинация на приз «Ника-92» за лучшую режиссуру; Призы КФ «Созвездие-93» за лучшую мужскую роль (Э.Бурдули), за создание лучшего актерского ансамбля (Т.Баблуани);-Качество: DVDRip Формат: AVI Видео кодек: DivX Аудио кодек: MP3 Видео: DivX 5, 608x448, 25.00fps 1376Kbps [Video 0] Аудио 1: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 100Kbps [rus] Аудио 2: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 94Kbps [orig Грузия]
Уникальная картина «Солнце неспящих» (точнее был бы перевод «Солнце усопших») снималась с перерывами в течение «библейских семи лет» — с 1985 по 1992 год, и она стала словно метафорическим итогом как всего советского кинематографа, так и социалистического образа жизни. В то же время во многом автобиографическое для режиссёра произведение о взаимоотношениях отца, фанатичного ученого в области медицины, пытающегося в одиночку получить необходимую для лечения вакцину, и его сына, который вполне мог стать закоренелым преступником, оказалось удивительно цельным и ритмически безукоризненным. Всё разыграно легко, импровизационно, ненавязчиво, с грузинским тактом, словно с печальной улыбкой. И с поистине шекспировским трагизмом рассказано не просто об отце и сыне, которые по-разному выражают свой бунт против обезличивающей системы, но ещё и о «распавшейся связи времён». Это трогательная и эмоционально потрясающая эпитафия тому, что было и уже никогда не будет. Лента Теймураза Баблуани, который упорно и целеустремлённо (подобно своему главному герою), переснимая и доснимая сцену за сценой, добиваясь на протяжении стольких лет исключительно верного и точного конечного результата, непостижимо спрессовала время и поневоле превратилась в пророческое творение. Предугадана в иносказательном плане и судьба Грузии, и то, что ожидало СССР накануне краха империи. Главную роль отца блестяще исполнил Элгуджа Бурдули, получивший уже в новой России премию «Ника», а фильм в целом был награждён главным призом на фестивале «Кинотавр» в 1992 году — оба этих факта почему-то вызвали крайнее раздражение у Никиты Михалкова, обидевшегося за свою «Ургу» и актёра Владимира Гостюхина. Но премия жюри для «Солнца неспящих» на международном кинофестивале в Берлине в 1993 году, где вообще отсутствовали в конкурсе чисто российские картины, лишний раз подтвердила, что на Западе тоже оценили вклад грузинского режиссёра в дело расставания с прежними мифами.
Что такое жить? Канва идеи фильма вырисовывается на протяжении всего хронотопа. Сначала, это кажется историей про бабушку, у которой проблемы с памятью, потом это перерастает в историю про отца, у которого в тюрьме сын, затем развивается история про сына, после чего мы узнаём, что герой врач, и плавно эта история перетекает в историю о докторе, пытающемуся найти лекарство от рака, потом опять история сына, история отца, в итоге, мы понимаем, что речь о преемственности. Каков бы ни был сын, он его сын. «Не понимал никогда за что его ругают. Я в нём всегда вижу только хорошее», — говорит отец надзирателю тюрьмы. Никто не говорит о максимализме. Просто этот герой такой человек, который видит во всех только хорошее, прощает всё и мечтает о лучшем, даже если никто уже не мечтает и не верит. Очень запоминается эпизод с крестиком. Добротой доктора и его жены пользуются. Ничего в свою защиту не доказать. Единственный, кто видит всё реально — сын. Он и его сестра поднимают свою «волну» и девочка отдаёт цепочку, а крестик оставляет. Это всё-таки что-то, что продать нельзя. Бабушка, которая живёт у них, не любит сына доктора. Он для неё плохой потому что сидел в тюрьме. Многие думают так же. Мать добра и бесхарактерна как и отец. Поэтому когда родственники забирают бабушку, сын спрашивает, зачем вы её себе не заберёте. На что ему отвечают, что она не хочет жить в Сухуми. Парень говорит умную фразу, сильно она понимает где она, на что мать тут же просит его не влезать. А он влезает за справедливость, какая бы она ни была. Он продолжает свои дела с бандой, но для него это всё носит окрас не грабежей, а возмездия, высшей справедливости, отмщения. Очень ярок эпизод, когда уже после смерти отца он мстит надзирателю тюрьмы. Машина переворачивается. Надзиратель и жена спасаются, а из двери выкатывается гробик с детским трупом. Это момент возмездия высшего. Понимает ли он это в тот момент. Скорее всего, нет. Есть то, чего он решать не в праве. Есть другой суд, который выносит другие вердикты, по другим правилам, и он должен это принять. Думаю, что понимает он тщетность своих поступков в конце, когда его мучит совесть за смерть отца, месть за отца, всё, за что он ни берётся, не приводит к желаемой справедливости. Эпизод с камнем подчёркивает различия между ними. Отец тащит свой гробовой камень. Он вскоре и пригождается. Сын помогает ему. Многое говорит о характере доктора. И то, что его увольняли бесчисленное количество раз, и то, что он сам, больной, бежит бегом на помощь умирающему. Опять же, он — романтик. Он жертвует собой на пользу человечества, отдаёт себя без остатка. Злится и не понимает человеческую холодность и апатию. Например, момент, когда он кричит на мужчину, отказавшегося дать машину, тогда как их сломалась. В итоге мужчина ломает ногу, доктор помогает ему, и за это же его увольняют. Очень хорошая драматургия крепко связывает куски в единые компоненты и держит внимание зрителей на протяжении всего сюжета. Кроме того, всегда придавая дополнительный философский оттенок. Умирает отец. Сын идёт за его трудом. Замечательная сцена, когда женщина из архива говорит помощнице поискать папку с трудами в самом конце. И мы видим бесчисленное множество полок с папками. «Это гениальный труд!», — говорит парень. И тут мы видим, что идеи отца не умерли, сын продолжит это за него. Далее, он ещё больше походит на отца. Сцена с Пеле, живой крысой, доказывает, что отец нашёл лекарство от рака, и сын бежит в семью и кричит о том, что всё получилось, отец был прав и всё это удача. В этот момент он просто уже перестаёт быть тем прежним мальчиком, а становится как его отец, будто его дух в него в вселился. Финальная сцена, когда герой в пустой комнате и стоящими на месте часами ходит из стороны в сторону, а за кадром играет мелодия, которую перед смертью отца они вместе напевали. Страшный момент, сильный эпизод по воздействию. И эта музыкальная тема как бы досказывает всё, что он думает. Остаётся надежда только на лучшее. Он уже много понял, переосмыслил. Он уже не тот, что раньше. Но перед отцом у него есть преимущество — сильный характер, который всегда и везде помогает. Следующее поколение лучше предыдущего. Может быть, ему удастся сделать то, что не удалось отцу. Хочется в это верить.
General
Complete name : H:\Video\Avi.files\Rasha\Солнце неспящих[Udzinarta mze] (Temur Babluani) [1992 г., драма, притча, DVDRip] VO.(Rus).APTXAYC.avi
Format : AVI
Format/Info : Audio Video Interleave
File size : 1.36 GiB
Duration : 2h 2mn
Overall bit rate mode : Variable
Overall bit rate : 1 592 Kbps
Writing application : Nandub v1.0rc2
Writing library : Nandub build 1852/release Video
ID : 0
Format : MPEG-4 Visual
Format settings, BVOP : 1
Format settings, QPel : No
Format settings, GMC : No warppoints
Format settings, Matrix : Default (H.263)
Muxing mode : Packed bitstream
Codec ID : DX50
Codec ID/Hint : DivX 5
Duration : 2h 2mn
Bit rate : 1 377 Kbps
Width : 608 pixels
Height : 448 pixels
Display aspect ratio : 4:3
Frame rate : 25.000 fps
Color space : YUV
Chroma subsampling : 4:2:0
Bit depth : 8 bits
Scan type : Progressive
Compression mode : Lossy
Bits/(Pixel*Frame) : 0.202
Stream size : 1.18 GiB (86%)
Writing library : DivX 6.4.0 (UTC 2006-10-03) Audio #1
ID : 1
Format : MPEG Audio
Format version : Version 1
Format profile : Layer 3
Mode : Joint stereo
Mode extension : MS Stereo
Codec ID : 55
Codec ID/Hint : MP3
Duration : 2h 2mn
Bit rate mode : Variable
Bit rate : 96.0 Kbps
Channel(s) : 2 channels
Sampling rate : 44.1 KHz
Compression mode : Lossy
Stream size : 88.0 MiB (6%)
Alignment : Aligned on interleaves
Interleave, duration : 26 ms (0.65 video frame)
Interleave, preload duration : 446 ms
Writing library : LAME3.95
Encoding settings : -m j -V 4 -q 2 -lowpass 16 --abr 96 Audio #2
ID : 2
Format : MPEG Audio
Format version : Version 1
Format profile : Layer 3
Mode : Joint stereo
Mode extension : MS Stereo
Codec ID : 55
Codec ID/Hint : MP3
Duration : 2h 2mn
Bit rate mode : Variable
Bit rate : 96.0 Kbps
Channel(s) : 2 channels
Sampling rate : 44.1 KHz
Compression mode : Lossy
Stream size : 83.0 MiB (6%)
Alignment : Aligned on interleaves
Interleave, duration : 26 ms (0.65 video frame)
Interleave, preload duration : 193 ms
Writing library : LAME3.95
Encoding settings : -m j -V 4 -q 2 -lowpass 16 --abr 96