Взято отсюда - http://new-team.org/post-236473#236473-Вот некая попытка сформулировать рекомендации по редактированию Cue Sheet. Можно дополнять, поправлять, оптимизировать и даже игнорировать. В потрековом рипе вида tracks+.cue, взятом из сети, релизеру необходимо проверить индексную карту на соответствие названиям (и тегам) файлов в раздаче. Найденные несоответствия нужно устранить, отредактировав либо индексную карту (.cue), либо названия (и теги) файлов соответственно. (Править файл .cue необязательно, если названия файлов в cue и в раздаче различаются только регистром символов, так как регистр символов для работоспособности cue значения не имеет - возможно спорный момент, но это факт). В оригинальном cue-файле допускается редактирование параметров следующих директив (тегов)
Код:
REM GENRE "Жанр(ы)"
REM DATE "Год или дата"
FILE "Имя файла"
TITLE "Название альбома или трека"
PERFORMER "Имя исполнителя"
SONGWRITER "Имя автора песни"
Изменение других директив (тегов) категорически не рекомендуется (запрещено). Если в оригинальном cue-файле отсутствуют теги TITLE и PERFORMER, то их можно (нужно) прописать самостоятельно. Случаи, при которых возникает необходимость редактировать индексную карту:
Релизер изменял имена и/или теги файлов (например, с целью привести в точное соответствие с оригинальным треклистом).
В Cue Sheet прописаны пути к файлам (их нужно затереть). Пример
FILE "C:\rips\Mix Show 1- Club Music from the New York Underground () [FLAC]\01 - Voodoo & Serano - Blood Is Pumping.wav" WAVE
Следующие случаи также относятся и для Cue Sheet рипов вида image+.cue (хотя, согласно правилам, релизер не должен корректировать Cue Sheet в рипах image+.cue, но скачавшим раздачу это часто приходится делать для корректного отображения тегов в аудиоплеерах)
В имени файла имеются национальные символы не из латинского алфавита и символы с различными надстрочными и подстрочными диакритическими знаками, называемых на жаргоне диакритиками, (например, символы ø ö ß á ç ñ ü), а в индексной карте вместо них прописаны схожие по начертанию латинские аналоги (o b a e c n u), или сочетание латинских букв (обычно двух, называемых диграфы), обозначающих их произношение (ø -> oe; ö -> oe; ß -> ss или sz; ü -> ue ), то в индексной карте их соотвественно нужно заменить на национальные символы из названий файлов, после чего сохранить карту в кодировке UTF-8 с BOM (Byte Order Mark).
Если оригинальный файл Cue Sheet (так же как и лог рипа) при создании был сохранён в кодировке ANSI с использованием некоторой кодовой страницы, и при этом он содержит национальные символы, несовместимые с текущей локальной кодовой страницей пользователя, установленной по умолчанию в операционной системе в зависимости от языка, то при его открытии вместо оригинальных национальных символов подставляются символы из текущей кодовой страницы (в нашем случае символы кириллицы), либо попросту на их месте возникают кракозябры или иероглифы. Тогда кодовую страницу приходится подбирать опытным путём. Если известна страна исполнителя, или язык, на котором названы треки (можно автоматически определить на translate.google), то определение кодовой страницы не вызывает проблем. Например, если известно, что исполнитель из Западной Европы, или треки имеют французские названия, соответственно кодовая страница, предназначенная для западно-европейских языков в ОС Windows, это windows-1252 (другие названия: ANSI - латиница 1, Latin-1, ISO/IEC 8859-1, ISO 8859-1). Наиболее часто встречающиеся ANSI-кодировки: Windows 1250 - центрально-европейская (сербохорватский, словенский, чешский, словацкий, польский, венгерский, румынский языки)
Windows 1251 - кириллица (русский, белорусский, украинский языки)
Windows 1252 - западно-европейская (английский, французский, немецкий и множество других языков)
Windows 1253 - греческая
Windows 1254 - турецкая
Windows 1255 - иврит
Windows 1256 - арабская
Windows 1257 - балтийская (эстонский, литовский и латышский языки)
932 (Shift-JIS) - японская Таким образом, сначала опытным путём нужно определить кодировку, переоткрывая файл в текстовом редакторе (лучше это делать в Notepad++ или AkelPad) в разных кодировках и сравнивая отображение имён и тегов с оригинальным треклистом. После нахождения кодировки его нужно сохранить в формате UTF-8 с BOM, и мы получим корректный и рабочий .cue вне зависимости от локальной кодовой страницы операционной системы. Например, в популярной раздаче на РТО "Aes Dana - Leylines - 2009, FLAC (image+.cue), lossless" файл cue сохранён в одной из кодировок ANSI, и если мы откроем его в редакторе в кодировке 1251 (ANSI - кирилица), то у 5-го трека в теге TITLE увидим следующее:
TRACK 05 AUDIO TITLE "Adonaп" PERFORMER "Aes Dana" FLAGS DCP INDEX 01 31:31:14
Открыв в кодировке UTF-8 увидим
TRACK 05 AUDIO TITLE "Adona� PERFORMER "Aes Dana" FLAGS DCP INDEX 01 31:31:14
То есть явно что-то не то, если сравнивать с треклистом. Однако нам известно, что Aes Dana по национальности француз, страна производителя диска также Франция. Тогда пробуем кодировку 1252, и получаем то, что и должно быть на самом деле, согласно треклисту
TRACK 05 AUDIO TITLE "Adonaï" PERFORMER "Aes Dana" FLAGS DCP INDEX 01 31:31:14
REM GENRE "Progressive Rock" REM DATE 1976 REM DISCID 43096A06 REM COMMENT "ExactAudioCopy v0.99pb2" PERFORMER "Fermбta" TITLE "Pieseт z hфѕ (Remaster)" FILE "01 - Pieseт z hфѕ.wav" WAVE TRACK 01 AUDIO TITLE "Pieseт z hфѕ" PERFORMER "Fermбta" INDEX 01 00:00:00 TRACK 02 AUDIO TITLE "Svadba na medvedej lъke" PERFORMER "Fermбta" INDEX 00 11:06:27 FILE "02 - Svadba na medvedej lъke.wav" WAVE INDEX 01 00:00:00 TRACK 03 AUDIO TITLE "Poslednэ jarmok v Radvani" PERFORMER "Fermбta" INDEX 00 04:14:69 FILE "03 - Poslednэ jarmok v Radvani.wav" WAVE INDEX 01 00:00:00 TRACK 04 AUDIO TITLE "Priadky" PERFORMER "Fermбta" INDEX 00 04:31:34 FILE "04 - Priadky.wav" WAVE INDEX 01 00:00:00 TRACK 05 AUDIO TITLE "Dolu Vбhom" PERFORMER "Fermбta" INDEX 00 07:36:31 FILE "05 - Dolu Vбhom.wav" WAVE INDEX 01 00:00:00 TRACK 06 AUDIO TITLE "Vo Zvolene zvony zvonia" PERFORMER "Fermбta" INDEX 00 02:20:50 FILE "06 - Vo Zvolene zvony zvonia.wav" WAVE INDEX 01 00:00:00
Несмотря на то, что у оригинального релизера cue работает, у нас он работать не будет, поэтому, по правилам cue в раздаче должен считаться не рабочим! Но модератор видимо смотрел только оформление, где всё в порядке. У нас есть два варианта, чтобы cue заработал - скопировать его текст из оформления и сохранить в кодировке UTF-8 c BOM, или пересохранить имеющийся в раздаче в кодировке UTF-8 c BOM, предварительно открыв в кодировке 1250 (словацкий язык). И тогда мы получим нормальный cue
REM GENRE "Progressive Rock" REM DATE 1976 REM DISCID 43096A06 REM COMMENT "ExactAudioCopy v0.99pb2" PERFORMER "Fermáta" TITLE "Pieseň z hôľ (Remaster)" FILE "01 - Pieseň z hôľ.wav" WAVE TRACK 01 AUDIO TITLE "Pieseň z hôľ" PERFORMER "Fermáta" INDEX 01 00:00:00 TRACK 02 AUDIO TITLE "Svadba na medvedej lúke" PERFORMER "Fermáta" INDEX 00 11:06:27 FILE "02 - Svadba na medvedej lúke.wav" WAVE INDEX 01 00:00:00 TRACK 03 AUDIO TITLE "Posledný jarmok v Radvani" PERFORMER "Fermáta" INDEX 00 04:14:69 FILE "03 - Posledný jarmok v Radvani.wav" WAVE INDEX 01 00:00:00 TRACK 04 AUDIO TITLE "Priadky" PERFORMER "Fermáta" INDEX 00 04:31:34 FILE "04 - Priadky.wav" WAVE INDEX 01 00:00:00 TRACK 05 AUDIO TITLE "Dolu Váhom" PERFORMER "Fermáta" INDEX 00 07:36:31 FILE "05 - Dolu Váhom.wav" WAVE INDEX 01 00:00:00 TRACK 06 AUDIO TITLE "Vo Zvolene zvony zvonia" PERFORMER "Fermáta" INDEX 00 02:20:50 FILE "06 - Vo Zvolene zvony zvonia.wav" WAVE INDEX 01 00:00:00
Также надо иметь ввиду, что в разных операционных системах приняты свои символы перевода строки
LF (код ASCII 0x0A) используется в UNIX-подобных операционных системах (GNU/Linux, Mac OS X, FreeBSD и др.)
CR (код ASCII 0x0D) используется в системах Mac OS до версии 9 и OS-9
CR+LF (код ASCII 0x0D 0x0A) используется в MS-DOS, OS/2, Microsoft Windows, Symbian OS, протоколах Интернет
Поэтому, если в Windows открыть с помощью обычного системного блокнота cue или лог, созданные в Linux или Mac OS, то вся информация будет выведена в одну строку. Для корректного просмотра и редактирования таких файлов опять же лучше использовать Notepad++ или AkelPad.
В оформление добавляем информацию о том почему были модифицированы оригинальные и декларацию о том что другие изменения кроме названий файлов не вносились
Если это так принципиально, то можно это привести, например, к такому шаблонному виду Внесенные изменения в оригинальный файл Cue Sheet (.cue):
варианты ответа
нет
изменена кодировка на UTF-8
только FILE
только теги (TITLE, PERFORMER, GENRE, DATE)
FILE и теги (TITLE, PERFORMER, GENRE, DATE)
Осталось только чётко и однозначно сформулировать, зачем всё это нужно делать, чтобы ни у кого не возникало вопросов.
DrStandBy
Вынес в обсуждение
Dmitraum
Размышления о том, что допустимо в них править, если рип чужой
Ну почему же только если чужой? И если свой тоже. Допустимо или необходимо - вот в чём вопрос. Практика даёт весьма противоречивые ответы.
Так уж сложилось что везде и всюду правило одно в потрековых рипах CUE строго для записи используется, а следовательно должен требовать от скачавшего минимума действий. Насчет статуса "сомнительно тут будет перебором
Судя по всему, вся эта история с CUE берёт своё начало ещё c РТО, когда в 2009 году были написаны так называемые "Критерии присвоения статуса "сомнительно" раздачам в музыкальном разделе". Вот что там написано по поводу CUE:
# - сомнительно , присваивается:
раздаче, с непрописанными тегами (в т.ч. в cue-sheet для рипов вида image+cue);
раздаче рипа (как потрекового, так и в виде образа), не содержащей CUE-sheet (в случае с потрековыми рипами CUE-sheet должна соответствовать выбранному режиму присоединения зазоров), что не позволяет собрать точную копию оригинального диска;
раздаче потрекового рипа с индексной картой (CUE-sheet), директории в которой не соответствуют фактическому расположению музыкальных файлов в папке раздачи (структуре раздачи);
Для разделов с музыкальным материалом собственных оцифровок с аналоговых носителей:
4. Оцифровкам с непрописанными именами файлов в названиях треков, а также с непрописанными тегами, в том числе в CUE-Sheet.
А эту фразу в одной из раздач на РТО написал один из действующих там модераторов, у которого мозоли не заживают от выставленных им сомнительных статусов раздачам с некорректными CUE в потрековых рипах, сами догадайтесь кому
1. Любое внесение изменений в лог или индексную карту, повлекшее за собой невозожность собрать точный рип, карается статусом сомнительно для чужих и неформлено для своих рипов.
Из приведённых цитат видно, что некоторые пункты были написаны на скорую руку и выглядят довольно сыро, мутно и неоднозначно. Во фразе "раздаче потрекового рипа с индексной картой (CUE-sheet), директории в которой не соответствуют фактическому расположению музыкальных файлов в папке раздачи (структуре раздачи)" довольно трудно увидеть смысл, который на самом деле имеется в виду. Где в ней хоть слово об именах файлов или нерабочем CUE? А это что за белиберда такая - "Оцифровкам с непрописанными именами файлов в названиях треков"? Никаких пояснений и разъяснений, никаких примеров. Ужас, одним словом. На самом деле на РТО ситуация с применением данных критериев неоднозначна - одни модераторы таким раздачам ставят сомнительно, другие проверено. Связано это как с недопониманием написанных критериев, так и с трудоёмкостью выявления несоответствий.
должен требовать от скачавшего минимума действий
Если исходить из этой предпосылки, которая мне как пользователю очень даже нравится, то сначала нужно ответить на вопрос - для кого релизер прежде всего делает раздачу лосслесс-рипа? Для того, кто потом будет записывать его на CDr, или для тех, кто слушает рипы в виде файлов в программных аудиоплеерах? И уже исходя из приоритета тех или иных пользователей прописывать правила. Уверен, что если сделать голосование о том, чтобы оставлять CUE в потрековых рипах такими, как они были получены (скачаны), невзирая на разницу в именах файлов в раздаче, то 99% проголосуют ЗА! Потому что это мало кому нужно на самом деле, и создаёт только кучу возни и проблем как релизерам, так и модераторам. Вот честно, 99% пользователям абсолютно по барабану на то, прописаны ли пути в CUE-Sheet в потрековом рипе, или не прописаны, работает он вообще или не работает. А вот наличие рабочего CUE-Sheet с корректно прописанными тегами в рипах образом (image+.cue) как раз наоборот очень даже важно для пользователей торрент-трекеров, чтобы можно было без лишних действий открыть его в аудиоплеере и видеть там в тегах не абракадабру, а нормальные названия альбома, исполнителя и треков в точном соответствии с треклистом! Пользователи больше всего жалуются как раз на некорректные CUE именно в рипах образом. Но правилами исторически этот факт почему-то никак не учитывается. Считаю, что в раздачах image+.cue релизер обязан предоставить рабочий CUE для плееров с нормальными тегами и сохранять CUE в UTF-8 с BOM, если в названиях имеется хотя бы одна буква, отсутствующая в стандартном латинском алфавите. В чём здесь проблема для релизера? А теперь примеры из недавних здешних раздач: 1. http://new-team.org/post-237029#237029 - пути в CUE не затёрты, теги не прописаны - статус "проверено".
FILE "Richard Davis - 2002 - Safety [FLAC]\01 - More of you.wav" WAVE TRACK 01 AUDIO INDEX 01 00:00:00 TRACK 02 AUDIO INDEX 00 06:31:65 FILE "Richard Davis - 2002 - Safety [FLAC]\02 - Breathe.wav" WAVE INDEX 01 00:00:00 TRACK 03 AUDIO INDEX 00 07:29:33
FILE "08 - Saure Drops und susser Wein.wav" WAVE TRACK 08 AUDIO TITLE "Saure Drops und susser Wein" PERFORMER "Highdelberg" FLAGS DCP INDEX 01 00:00:00
Имя файла в раздаче: 08 - Saure Drops und süsser Wein.flac
И также видно, что в CUE прописано 2 пробела после тире
FILE "08 - S
тогда как в имени файла один. И так во всех его потрековых рипах. Статус "проверено" в них выставлен вскоре после того, как появилась эта тема. Данный факт лишь подтверждает неактуальность обязательного наличия рабочих CUE в потрековых рипах (tracks+.cue). В общем надо как-то определяться с этими CUE, чтобы никому зазря мозги не морочить, в отличие от РТО.
DrStandBy
И если свой тоже
Для своих рипов есть источник который можно переснять без недочетов.
А это что за белиберда такая - "Оцифровкам с непрописанными именами файлов в названиях треков"? Никаких пояснений и разъяснений, никаких примеров. Ужас, одним словом.
Имелось ввиду когда в CUE вместо PREFORMER и TITLE либо нет вообще ничего, либо там Unknown в обоих случаях
99% пользователям абсолютно по барабану на то, прописаны ли пути в CUE-Sheet в потрековом рипе, или не прописаны, работает он вообще или не работает
Это конечно так, но мы должны думать не только тех кто составляет массу, но и о тех у кого требования к материалу более скрупулезны чем у массы. Да и приучать к правильной подаче материала никогда не поздно, а иногда и полезно. Очень много грамотных релизеров выросло именно на тех зачатках правил и правильном отношении модеров. Именно по этому я прихожу к выводу что рип должен быть правилен и удобен как для простого пользователя, у которого он не уйдет дальше плеера, так и для тех кто коллекционирует, да и просто для "аудиодрочеров"
Пользователи больше всего жалуются как раз на некорректные CUE именно в рипах образом.
Слышал бы тебя бывший профильный админ на РТО Или кто то их его воспитанников, какой бы сейча шквал критики бы обрушился
И также видно, что в CUE прописано 2 пробела после тире
Это да..есть недостаток, в глаза видимо не бросился при проверке. Что касается умляутов, в контексте нашей беседы я согласен что это "недостаток" но в текущих правилах пока об умляутах нет конкретного упоминания.
И так во всех его потрековых рипах
Соответствующую работы мы проведем. За грамотный подход к выявлению проблемных мест большое спасибо.
Но ведь релизер может после создания всех логов что-то изменить в именах файлов, поэтому нужно смотреть на конечные файлы в самой раздаче...
А смысл менять? Если Вы внимательно рассматривали мои файлы, то наверняка заметили, что CUE-файл генерировался еще до рипа диска. Любые изменения после ведут к нерабочему CUE. Я всегда изменяю названия треков (избавляюсь от локализации) в самом ЕАКе (немецкие, скандинавские и т.д. диски), после чего рипую, но не в данном случае - 2 трека не заметил, но было поздно уже исправлять.
А вообще работоспособность CUE я проверяю одним кликом - запускаю CUE-Splitter - он не требует конвертации файлов в WAV.
Есть и длинный путь - конвертнуть все файлы в WAV и закинуть CUE-файл в ЕАК на запись - если будут ошибки - программа укажит строки в CUE-файле, где они находятся.
Здесь .cue нерабочий потому что указывает на .wav-файлы, а в раздаче flac'и.
А вообще работоспособность CUE я проверяю одним кликом - запускаю CUE-Splitter - он не требует конвертации файлов в WAV.
Простейшая проверка - загрузить .cue в foobar.
Или CUEtools -- за пару кликов .cue проверен и, при необходимости, откорректирован.
(Конвертация, при такой задаче, ну, как из питера в москву через владик.) Кстати, CUE Splitter категорически неприменим к lossless-файлам -- режет криво.
Musicgate
Здесь .cue нерабочий потому что указывает на .wav-файлы, а в раздаче flac'и.
Любой non-compliant cue файл в потрековом рипе указывает на .wav-файлы, и предназначен не для воспроизведения, а для нарезки ЕАСом CD
Кстати, CUE Splitter категорически неприменим к lossless-файлам -- режет криво.
Что резать в потрековом рипе? Задача только в проверке .cue
olaf_alien
Борис, да тут вообще никто не понимает, что CUE-файл предназначен только для записи диска и задача его - выделить привязанные паузы (если таковые имеются) в конце каждого трека. Для воспроизведения он вообще не нужен. Загрузи треки в плейер и слушай. Прослушку через CUE-файл придумали лентяи. Ноутпад Вам в руки, переименуйте расширение .wav в .flac - и будет Вам счастье. Я за Вас это делать не буду.
И еще - просьба темы техническими вопросами не захламлять - для этого личка существует.
Musicgate
Борис, да тут вообще никто не понимает, что CUE-файл предназначен только для
Обьясняю и не раздражаюсь
genntt
Любой non-compliant cue файл в потрековом рипе указывает на .wav-файлы, и предназначен не для воспроизведения, а для нарезки ЕАСом CD
Известный факт. Ну и что? Разве от этого .cue станет рабочим? -- Именно для нарезки. О воспроизведении я не говорил.
Что резать в потрековом рипе? Задача только в проверке .cue
А где Вы в моём посте увидели упоминание о потрековом рипе? -- Очевидно, что речь шла об образе.
Да и вообще, фраза о CUE Splitter отделена скобкой "кстати" == дополнительное предложение, почти офтопик. Ну а по теме... Автор предыдущего поста для проверки .cue использует CUE Splitter.
Я предложил альтернативные варианты -- ограниченно применимый (foobar) и универсальный с доп.возможностями (CUEtools).
И ничего более! -- Что-то ещё требует обсуждения?
... тут вообще никто не понимает, что CUE-файл предназначен ...
Смелое заявление. А "тут" - это где? -- На нью-тиме?
Т.е. Вы и себя сюда включаете? -- Отрадно видеть такую самокритику.
Ноутпад Вам в руки, переименуйте расширение .wav в .flac - и будет Вам счастье. Я за Вас это делать не буду.
Вы, судя по всему, не в курсе предыстории данной темы. Имею в виду не обсуждени Вашей раздачи, а именно весь данный топик.
"Ноги растут" отсюда http://new-team.org/viewtopic.php?t=62428 и отсюда http://new-team.org/viewtopic.php?t=61926,
и речь шла о том, какой .cue публиковать в раздаче - оригинальный или пригодный для записи на CD,
или, если переформулировать, кто должен править .cue и приводить его к виду, пригодному для нарезки -- релизер? -- или пусть скачавший сам возится? Ну а уж что там будет в правилах, то и придётся соблюдать...
DrStandBy
Разве от этого .cue станет рабочим? -- Именно для нарезки
Вы забываете один нюанс, EAC не работает в макете ни с чем кроме WAV а учесть все "требования" сторонник "бёрнеров" не получится.
genntt
Почему? Я знаю. Именно об этом же и говорю.
Хотя да, согласен, сорри -- слишком длинная дискуссия меня "попутала" -- зациклился на фразе, что имена файлов в .cue и раздаче должны совпадать ну и автоматом на расширения перенёс... Говорил же, что не надо релизеру ничего править -- пусть скачавший возится! Тогда бы не было ни столь длинных обсуждений, ни подобных ляпов.
Быстрый ответ
Вы должны войти в систему, прежде чем совершить данное действие.